Опубликовано в Сборнике научных статей кафедры ИКТ в образовании РГПУ им А.И. Герцена (Санкт-Петербург) в августе 2006 года
Применение информационных технологий в преподавании литературы
Изучение литературы в школьной программе занимает, пожалуй, центральное место. С помощью этого предмета осуществляется одна из самых важных функций образования – формирование гражданина. Изучая те или иные произведения, обсуждая их на уроках, ученики перенимают опыт прошлых поколений, знакомятся с историей, культурой и искусством родной страны. Однако все чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят читать книги. Чтобы прочитать, должна быть сильная мотивация. То есть необходимо заинтересовывать учащихся какими-то новыми способами. И одним из таких способов, как это ни странно на первый взгляд, оказываются компьютерные технологии.
Компьютер шагнул в нашу повседневную жизнь стремительно и удивительно быстро укоренился там, стал такой же необходимой вещью, как зубная щетка. Поколение современных школьников не мыслит себе существования без пользования этим техническим средством. Компьютер – и телевизор, и игрушка, и проигрыватель, и виртуальный управляющий бизнесом, и возможность реализации творческого потенциала, и способ общения с друзьями, и еще многое-многое другое, и, что для нас наиболее важно, средство обучения. Компьютер облегчает нашу жизнь во многих видах деятельности, поэтому неудивительно, что, сев за него однажды, уже никогда от него не откажешься. Так что и применение каких бы то ни было новых технологий в обучении логично связать с широчайшим применением компьютера в этой области.
Начав с единичных уроков с использованием ИКТ, мы постепенно пришли к некой системе, в которой на настоящий момент создается методический комплекс, цель которого - помочь учителю литературы при подготовке и проведении уроков. Наиболее часто используемые программы – MS Word, Excel, PowerPoint. В этот комплекс входят материалы разных видов: тесты, раздаточные материалы, дидактические материалы, контрольные работы, слайд-шоу для уроков, - с помощью которых можно проводить и традиционные уроки, предусмотренные программой, и факультативные занятия, и дополнительные индивидуальные консультации, и дистанционное обучение, и контроль знаний.
Хотелось бы остановиться на том, что же дают подобные технологии учителю и его ученикам.
Во-первых, учитель получает еще один вид проведения урока – урок с использованием ИКТ.
Во-вторых, создание такого урока позволяет более четко структурировать уже имеющийся материал и распределять время урока. Сюда же можно отнести и новое осмысление уже знакомой информации.
В-третьих, проведение такого занятия позволяет легче заинтересовать учащихся темой урока, что, конечно же, повышает эффективность преподавания. Здесь необходимо остановиться на том, что при проведении урока, например, с использованием презентации PowerPoint несколько изменяется способ восприятия новой информации учащимися по сравнению с традиционными уроками. В данном случае основным поставщиком информации являются зрительные каналы, а визуальная память, как известно, составляет у большинства людей до 95 % от всех видов памяти. Таким образом, информация, полученная учениками в процессе подобного урока, усваивается и запоминается гораздо легче и быстрее. Это можно подтвердить и опытным путем. При проведении урока, посвященного биографии А.С. Пушкина мы использовали презентацию, состоящую из слайдов только с изображениями пушкинских мест, портретами его друзей и знакомых, которая сопровождалась рассказом учителя. На дальнейших уроках ученики без труда обращались к биографическим моментам при анализе различных произведений великого поэта. Урок по биографии А.С. Грибоедова, проведенный в такой же форме, но без презентации, не оставил столь ярких воспоминаний в памяти учеников.
Отметим также, что подобные уроки решают проблему дисциплины. Дети не только слышат информацию, они ее еще и видят – основные органы чувств (слух и зрение) заняты. Некогда, да и не на что отвлекаться. А если все сопровождается еще и интересным рассказом – проблема решена на все сто процентов!
Кроме того, применение компьютера на уроке – это и способ «перейти» на один язык со своими учениками. Для молодого поколения компьютер – дело обыденное, а для более старшего – еще представляет какие-то трудности. И если учитель ко всем своим разнообразным знаниям и умениям еще и разбирается в компьютере – этом главном друге и помощнике современного человека – то он сразу поднимается в глазах учеников до невиданных высот. Согласно проведенным опросам среди старшеклассников, учитель в этом случае становится «своим человеком», с которым интересно общаться не только на «предметные» темы.
Нельзя не остановиться на таком аспекте этого вида уроков, как развитие творческих способностей и учителя, и ученика. При подготовке к уроку с помощью новейших компьютерных технологий учитель легко может реализовать самые, казалось бы, смелые идеи. Это заключается и в оформлении презентаций, и в формировании хода урока, и в разработке различных заданий для учащихся. Ученикам становится гораздо интереснее готовиться к урокам, если домашнее задание заключается, скажем в составлении самостоятельного урока, сопровождаемого презентацией. В результате такой подготовки ученики перелопатят гору материала, получат много дополнительных знаний, которые запомнятся им гораздо эффективнее, поскольку они сами нашли эту информацию. Таким образом развивается и кругозор детей.
Еще одним способом самостоятельной работы учащихся по предмету является написание творческих работ, которые включают в себя текстовый документ по выбранной теме, презентацию и доклад. Например, в 2005-2006 учебном году ученики девятого класса пишут такие работы: «Кулинарные пристрастия героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Жизнь петербургского дворянства на страницах романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С этими работами ученики выступают на ежегодной школьной конференции и сдают экзамен по литературе.
Основными источниками информации при разработке подобных уроков являются методические рекомендации по литературе соответствующего УМК, Internet-ресурсы и мультимедийные образовательные комплексы. На последних стоит остановиться подробнее. В настоящее время на рынке образовательных материалов широко представлены различные программные продукты (например, Литература. Мультимедийный курс 1-11 классы. Пособие для абитуриентов. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004; Алиева л., Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Компания Магнамедиа, 2005 и другие), но нужно отметить, что предмет «Литература» в этот смысле является не самой освоенной областью. Существующие мультимедийные пособия можно характеризовать как репетиторы, ориентированные на самостоятельную подготовку учащихся к урокам и экзаменам. Учителей литературы в этих программах могут заинтересовать, скорее всего, тестовые задания.
В заключение хочется привести результаты анкетирования учеников девятых классов школы № 225, посвященного результативности и эффективности уроков с применением ИКТ. 60 % опрошенных считают, что усвоение материала наиболее эффективно на уроке с применением компьютерных технологий.
Макаревская О.М.,
учитель русского языка и литературы