Экономика как школьный предмет – без преувеличения самая молодая дисциплина. Первая образовательная программа по экономике была запущена в 1993 году в рамках образовательной области «Обществознание». Модули по экономике и праву были включены в программу именно по этому школьному предмету. Как самостоятельная дисциплина экономика появляется только в начале 2000-х годов.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования на 2001-2005 гг., Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу Минобразованием России были проделаны шаги, направленные на создание условий для введения «экономики» как базового предмета на старшей ступени общеобразовательной школы. Приказом Минобразования России от 6 марта 2001 года № 834 экономика была включена в экспериментальный базисный учебный план общеобразовательных учреждений России.[1]
Востребованность экономического образования, начиная со школьной скамьи, уже ни у кого не вызывает сомнений. И связано это, прежде всего, с изменениями, происходящими на протяжении последних почти двадцати лет, в экономике нашей страны. Переход от командной экономики к рыночной сделал необходимой экономическую подкованность каждого жителя страны. Все преобразования в жизни нашего государства в первую очередь направлены на население, и если население будет грамотным и воспитанным именно в экономическом смысле, то и все реформы будут более эффективны и действенны.
Таким образом, необходимость экономического образования кажется нам непреложной истиной. Форма получения этих знаний в школе может быть разнообразной – от элективных курсов, посвященных отдельным сферам экономической науки, до углубленного, профильного изучения этой сложной, разнообразной и интересной науки. За популярность экономического образования в России говорит и тот факт, что все большее количество школ вводят экономический профиль и все большее количество старшеклассников его выбирают.
Кроме того, экономика – это предмет, который интегрирует уже имеющиеся у учеников знания по математике, информатике, истории, географии, праву, обществознанию и углубляет их. Именно в рамках курса «Экономики» учащиеся учатся делать выводы, конструировать модели и ситуации не на отвлеченных примерах, а на вполне жизненных, близких и понятных каждому. Следовательно, при изучении экономики у учащихся формируются такие ключевые компетенции, как:
ü готовность к разрешению проблем,
ü технологическая компетентность,
ü готовность к самообразованию,
ü готовность к использованию информационных ресурсов,
ü готовность к социальному взаимодействию,
ü коммуникативная компетентность.[2]
Одной из особенностей преподавания экономики в школе можно назвать очевидную сложность предмета. Очень часто учитель должен так представить тему, предложить такие примеры для иллюстрации, чтобы у учащихся не осталось непонятости предмета. Поэтому, на наш взгляд, основным принципом при изучении экономики должна стать возможность практического применения полученных теоретических знаний. Следовательно, при преподавании экономики не следует увлекаться и злоупотреблять какой-то одной формой обучения. В экономике, как ни в одном другом предмете, очень важно умелое сочетание разнообразных видов деятельности и на отдельных уроках, и в изучении всего курса. Метод проектов, думается, является именно тем видом деятельности, который можно положить в основу построения тематического и поурочного плана уроков экономики. Естественно, в разумной мере сочетая его и с лекционными, и с семинарскими занятиями.
А главной целью, которую должен поставить перед собой учитель экономики, будет формирование экономического мышления учащихся, умения находить решение в разнообразных экономических ситуациях, как типичных, так и неординарных. То есть экономика – это тот предмет, который развивает критическое мышление учащихся.
«Экономика, помимо прочего, это наука об экономическом мышлении. Все экономические законы имеют гуманитарное происхождение. Источником закона спроса и эффекта Гиффена, ценовой эластичности и предельной полезности и множества других теоретических обобщений является поведение людей, то есть их экономический образ мышления».[3]
[1] Настольная книга учителя экономики/ Сост. Б.И. Мишин. – И.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 494 с.
[2] Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006.
[3] Травин Е.Н. Экономика: ролевые игры и практикумы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 – 80 с.