О себе

Уроки

Элективные курсы

Журналистика в школе

Классный руководитель

Метод проектов

Применение ИКТ в образовании

Ученики

Фотогалерея

 

На главную

 

Метод проектов

Смена экономического и политического строя нашей страны в конце ХХ века привела к необратимым изменениям во всех сферах жизни. И в чем-то консервативное образование не исключение. Если в условиях командно-административной системы можно было прожить, следуя определенным правилам и законам, используя уже накопленные к тому времени знания, то с приходом рыночной экономической системы требования к выпускнику образовательных учреждений заметно изменились.

Научно-технический прогресс в наше время идет семимильными шагами, поэтому умение пользоваться только полученными в ходе обучения знаниями далеко не актуально. Информация устаревает такими же темпами, какими развивается наука. Поэтому главным требованием к выпускнику учреждения любого уровня – от школы до вуза – является гибкость и активность мышления, способность к совершенствованию знаний и опыта. «Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа».[1]

Сейчас переход к новой системе обучения уже начался. Конечно, этот процесс должен быть эволюционным, основанным на постепенном внедрении новых методов обучения, переквалификации преподавательского состава. Однако и медлить с изменениями нельзя.

В 2006 году завершился третий цикл международного исследования образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment). В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.

Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 6154 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. Эта выборка признана представительной для 15-летних учащихся России. В нее вошли учащиеся основной и средней школы, которым на момент тестирования исполнилось 15 лет, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты (таблицы 1-3). Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:

Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.) свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.). Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.[2]

Исходя из представленных статистических данных, можно сделать вывод о необходимости коренной перестройки отечественной системы образования. Естественно, реформа образования должна проводиться «сверху» и централизованно, но в силах каждого учителя уже сейчас сделать так, что знания, которые он передает своим ученикам, последние смогут использоваться в любой жизненной ситуации, отличной от рассматриваемых в рамках школьной программы. Наша задача – научить добывать знания самостоятельно. Ведь естественно, что информация, добытая самим учеником, гораздо дольше останется в его голове и будет использована в житейской ситуации, чем та, которую «вдолбил» учитель.

В свете этой проблемы совершенно иное звучание приобретает уже известный нам под разными названиями, но одинаковый по сути, метод проектов. Проектная деятельность позволяет развивать специфические умения учащихся:


[1] Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей/ М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.: ил.

[2] Официальный сайт Центра оценки качества образования www.centeroko.ru

 

История и суть метода проектов

 Классификация проектов и способы их представления

Этапы работы над проектом

Способы представления проектов

Применение информационных технологий в рамках метода проектов

Особенности преподавания экономики в профильной школе через призму проектной деятельности 

Литературa по теме

План урока с элементами проектной деятельности на тему «Предложение». 10 класс 

Перечень примерных тем для исследовательских работ и долгосрочных проектов 

Internet-ресурсы о проектной деятельности

Используются технологии uCoz