На главную

 

О себе

Уроки

Элективные курсы

Журналистика в школе

Классный руководитель

Метод проектов

Применение ИКТ в образовании

Ученики

Фотогалерея

 

Применение информационных технологий в рамках метода проектов

Компьютер шагнул в нашу повседневную жизнь стремительно и удивительно быстро укоренился там, стал такой же необходимой вещью, как зубная щетка. Поколение современных школьников не мыслит себе существования без пользования этим техническим средством. Компьютер и телевизор, и игрушка, и проигрыватель, и виртуальный управляющий бизнесом, и возможность реализации творческого потенциала, и способ общения с друзьями, и еще многое-многое другое, и, что для нас наиболее важно, средство обучения. Компьютер облегчает нашу жизнь во многих видах деятельности, поэтому неудивительно, что, сев за него однажды, уже никогда от него не откажешься. Так что и применение каких бы то ни было новых технологий в обучении логично связать с широчайшим применением компьютера в этой области.

Начав с единичных уроков с использованием ИКТ, мы постепенно пришли к некой системе, в которой на настоящий момент создается методический комплекс, цель которого - помочь учителю литературы при подготовке и проведении уроков. Наиболее часто используемые программы MS Word, Excel, PowerPoint. В этот комплекс входят материалы разных видов: тесты, раздаточные материалы, дидактические материалы, контрольные работы, слайд-шоу для уроков, - с помощью которых можно проводить и традиционные уроки, предусмотренные программой, и факультативные занятия, и дополнительные индивидуальные консультации, и дистанционное обучение, и контроль знаний.

Хотелось бы остановиться на том, что же дают подобные технологии учителю и его ученикам.

Во-первых, учитель получает еще один вид проведения урока урок с использованием ИКТ.

Во-вторых, создание такого урока позволяет более четко структурировать уже имеющийся материал и распределять время урока. Сюда же можно отнести и новое осмысление уже знакомой информации.

В-третьих, проведение такого занятия позволяет легче заинтересовать учащихся темой урока, что, конечно же, повышает эффективность преподавания. Здесь необходимо остановиться на том, что при проведении урока, например, с использованием презентации PowerPoint несколько изменяется способ восприятия новой информации учащимися по сравнению с традиционными уроками. В данном случае основным поставщиком информации являются зрительные каналы, а визуальная память, как известно, составляет у большинства людей до 95 % от всех видов памяти. Таким образом, информация, полученная учениками в процессе подобного урока, усваивается и запоминается гораздо легче и быстрее.

Отметим также, что подобные уроки решают проблему дисциплины. Дети не только слышат информацию, они ее еще и видят основные органы чувств (слух и зрение) заняты. Некогда, да и не на что отвлекаться. А если все сопровождается еще и интересным рассказом проблема решена на все сто процентов!

Кроме того, применение компьютера на уроке это и способ перейти на один язык со своими учениками. Для молодого поколения компьютер дело обыденное, а для более старшего еще представляет какие-то трудности. И если учитель ко всем своим разнообразным знаниям и умениям еще и разбирается в компьютере этом главном друге и помощнике современного человека то он сразу поднимается в глазах учеников до невиданных высот. Согласно проведенным опросам среди старшеклассников, учитель в этом случае становится своим человеком, с которым интересно общаться не только на предметные темы.

Нельзя не остановиться на таком аспекте этого вида уроков, как развитие творческих способностей и учителя, и ученика. При подготовке к уроку с помощью новейших компьютерных технологий учитель легко может реализовать самые, казалось бы, смелые идеи. Это заключается и в оформлении презентаций, и в формировании хода урока, и в разработке различных заданий для учащихся. Ученикам становится гораздо интереснее готовиться к урокам, если домашнее задание заключается, скажем, в составлении самостоятельного урока, сопровождаемого презентацией. В результате такой подготовки ученики перелопатят гору материала, получат много дополнительных знаний, которые запомнятся им гораздо эффективнее, поскольку они сами нашли эту информацию. Таким образом, развивается и кругозор детей.

Применение ИКТ в рамках метода проектов может быть чрезвычайно разнообразно, начиная с планирования работы и заканчивая презентацией результатов работы. Предлагаем рассмотреть возможности использования и учениками, и преподавателями конкретных видов информационных ресурсов.

Введение метода проектов в образовательный процесс школы заставляет пересмотреть предназначение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю как работать над формированием ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное освоение информации учеником.

Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Однако наиболее эффективный способ их освоения лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки, а в плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирования компетенции.

При работе учащегося над проектом умение работать с текстом в информационной среде актуализируется в нескольких случаях:

обработка информации, подготовка промежуточных информационных продуктов;

письменная коммуникация, подготовка продукта проектной деятельности, имеющего информационную природу;

письменная коммуникация, подготовка материалов для презентации.

 

Использование стандартных программ MS Office

Необходимо отметить, что компьютерная грамотность в наше время является одним из главных требований к современному человеку.  Используя компьютерные технологии в проектной деятельности, учащиеся, кроме того:

освоят пользовательские навыки в использовании ИКТ для создания, редактирования и печати текстовых документов;

получат опыт представления значимой для них информации в форматах, заданных культурными образцами;

освоят способы соотнесения целей письменной коммуникации, особенностей потребителя информационного продукта и формата предъявления информации.

Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной (в части элементов первичной обработки информации) и коммуникативной (в части письменной коммуникации) ключевых компетентностей.

Пакет программ MS Office дает нам широчайшее поле для применения всех возможностей компьютера. Так, текстовый редактор MS Office Word предназначен для создания и редактирования текстовых документов. Новая, 2007-я, версия этой программы значительно упростила работу со многими элементами. В данном редакторе удобно не просто набирать текст, но и форматировать его, меняя стили, шрифты, палитру цветов. Вставка диаграмм, таблиц, объектов SmartArt, графических элементов, гиперссылок уже не представляет никакого труда. Имеющиеся в программе шаблоны оформления во многом помогут начинающему пользователю, а опытному дадут базу для дальнейшего развития имеющихся у него идей. Программу MS Office Word удобно использовать при подготовке текстовой части проекта: исследовательской работы, реферата, доклада; при разработке плана работы поможет работа с таблицами и блок-схемами и т.д.

Следующая популярнейшая программа пакета MS Office PowerPoint. Эта программа незаменимый помощник в создании презентаций. Форма презентации обычно используется для обобщения накопленной информации, подведения итогов, представления результатов работы. Работая над созданием слайд-шоу учащимся необходимо соблюдать определенные правила, которые помогают внимательнее относиться к систематизации материала, более четко продумывать структуру будущего выступления или фильма. MS Office PowerPoint, удобная и относительно простая программа, тем не менее, обладает очень широкими возможностями. С помощью эффектов анимации учащиеся могут достичь желаемого визуального эффекта, презентация позволяет вставку не только текстовых объектов и рисунков, но и звуковых и видеофайлов.

MS Office Excel еще одна из самых распространенных офисных программ. Название программы, произошедшее от английского слова excellent прекрасный, говорит само за себя. Excel действительно предоставляет широчайшие возможности для пользователя: от построения графиков и диаграмм, что уже является способом обобщения информации, до разработки электронных тестов, решения сложнейших математических, логических и экономических задач, моделирования объектов и ситуаций.

MS Office Visio программа, позволяющая с помощью простого набора инструментов создавать блок-схемы, организационные структуры, чертежи, выстраивать логические цепочки. Все объекты, созданные в этой программе, вполне совместимы с другими офисными редакторами.

Великолепная и простая в одно и то же время программа MS Office Publisher позволяет создавать буклеты, газеты, брошюры, визитки, открытки и многое другое на основании уже имеющихся шаблонов оформления или созданных самостоятельно. Если результатом работы над проектом должен стать буклет, журнал, газета то именно Publisher поможет участникам проекта в работе.

MS Office FrontPage простой и надежный помощник в создании web-сайтов. Эта относительно новая форма представления результатов работы становится все более востребованной. Удобная система навигации, основанная на гиперссылках, позволяет значительно усложнить структуру и представить большее количество информации, нежели текстовый документ или презентация, не теряя при этом доступности и понятности пользователям. Кроме того, документы, созданные в данной программе, (конечно, при соблюдении определенных правил оформления) являются полноценными сайтами, готовыми к размещению в сети Internet.

Таким образом, мы видим, что современные компьютерные технологии даже на базовом уровне представляют нам широчайшее поле для деятельности и огромный выбор способов представления информации. А кто владеет и (добавим) управляет информацией, тот владеет миром.

Использование ресурсов всемирной сети Интернет

Интернет является универсальной информационной средой. В первую очередь, это означает, что утверждение В Интернет можно найти все абсолютно точно отражает реальность. Русскоязычный Интернет Рунет на протяжении почти двадцати лет существования развился до невиданных масштабов. Если говорить об использовании ресурсов Интернет в проектной деятельности то это незаменимый источник информации.

Сейчас существуют специальные образовательные порталы, на которых и учителя, и ученики смогут найти полезную информацию на интересующую их тему. Если тема проекта выходит за пределы школьной программы , то к услугам исследователей электронные библиотеки, специализированные базы данных. А разобраться во всем многообразии информации и, самое главное, не потеряться в нем помогут специальные поисковые системы. Самые известные из них: Rambler, Yandex, Google, Mail и другие.  Перечень полезных сайтов в приложении к работе.

Применение других видов ИКТ в работе над проектами

В понятие информационно-коммуникационных технологий входят не только компьютерные технологии. Сюда же можно отнести и работу с различной фото- и видеотехникой. Так, результатом работы над проектом может стать видеофильм, отснятый и смонтированный самими учащимися. Также возможно представление результатов проекта в виде фоторепортажа. Поэтому владение ИКТ в рамках проектной деятельности предусматривает знание и умение работать с полупрофессиональными или профессиональными фото и видеокамерами. Кроме того, в этом случае необходимо владение специальными компьютерными программами для обработки фотографий и монтажа звукового и видеоряда. Естественно, желательно, чтобы и учитель руководитель проекта также владел этими технологиями и при необходимости мог оказать квалифицированную помощь учащимся при подготовке проекта.

Итак, мы видим, насколько широка сфера деятельности и учителя, и учеников при использовании в образовательном процессе метода проектов. Естественно, что к педагогу в этом случае предъявляются высокие требования, как с точки зрения методической подкованности, так и  в сфере владения новейшими технологиями.

 

Используются технологии uCoz