Урок экономики в 10 классе
Тема: Предложение. Закон предложения
Учитель: Макаревская О.М.
Тип урока: изучение новых знаний
Цели урока:
ü ввести понятия предложение, объем предложения, закон предложения;
ü научиться строить кривую предложения;
ü расширить знания учащихся в разделе «Рыночная экономика», углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;
ü развитие коммуникативной культуры учащихся.
Задачи урока:
ü познакомить учащихся с новыми знаниями;
ü выделить основные понятия и установить связи внутри этого материала с изученным ранее;
ü установить правильность и осознанность понимания главных моментов изложенного материала;
ü выявить, сформулировать ведущие идеи темы, выстроить знания в систему;
ü оценка.
Оборудование:
ü Компьютер;
ü Мультимедийный проектор;
ü Экран.
Ход урока. Урок сопровождается презентацией PowerPoint.
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Повторение (5 мин.)
Повторение и изучение нового материала проходит в форме деловой игры. Весь класс делится на производителей, продавцов и потребителей. Для каждого участника процесса выдается карточка с характеристикой его возможностей и потребностей, условиями его поведения на рынке.
ü Производители сообща выбирают один товар, который они условно производят, определяют издержки и устанавливают оптовую цену на свой товар.
ü Продавцы принимают решение о продаже предложенного им товара и устанавливают на него рыночную цену.
ü Потребители принимают решение о покупке товара у того или иного продавца.
В ходе повторения уже пройденной темы «Спрос» основное внимание уделяется решениям, принимаемым о покупке товара потребителями. В результате общего обсуждения выводятся понятия спроса, объема спроса, закона спроса и кривой спроса.
Спрос – это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Объем спроса – это объем товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара.
Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса, и наоборот – чем меньше цена, тем больше объем спроса.
Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:
1) Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?
2) Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?
3. Изучение нового материала (20 мин.)
Изучение нового материала продолжается в форме игры. Теперь главными действующими лицами являются производители и продавцы. Каждый из них в зависимости от условий производства и продвижения товара на рынке выдвигает свою цену на него и приходит к выводу о выгодности производства или продажи данного товара. В результате этих действий приходим к выводу о том, что:
ü люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже.
ü изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже, напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.
ü главным критерием установленной цены является себестоимость, никто не может работать в убыток.
Таким образом, вводятся понятия предложения, объема предложения, закона предложения
и строится кривая предложения.
Предложение – это сложившаяся в определенный период времени зависимость объема предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.
Объем предложения – это объем товара определенного вида, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения, то есть чем больше цена, тем больше объем предложения, чем меньше цена, тем меньше объем предложения.
Это объясняется:
1) Цена является экономическим стимулом для фирмы.
2) Производство дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат.
3) Действие закона убывающей отдачи.
Кривая предложения позволяет ответить на два вопроса:
1) Какова будет величина предложения при различных уровнях цен?
2) Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?
4. Этап практического применения знаний (10 мин.)
Закрепление полученных на уроке знаний происходит в форме «мозгового штурма» - быстрого ответа с обоснованием на поставленные вопросы. Проводится как фронтальный опрос.
ü Как изменится предложение пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?
ü Как изменится предложение стульев при повышении цены на столы?
ü Как изменится предложение мяса при повышении цен на шкуры?
ü Как изменится предложение обуви при введении налога?
ü Как изменится предложение стали при введении новой технологии?
5. Домашнее задание (2 мин.)
Запись домашнего задания в дневниках. Глава 3, пункт 2; выучить термины, записанные в тетради.
6. Оценка работы учащихся (2 мин.)
В результате этого урока оценку за свою деятельность может получить каждый ученик.
При подготовке урока использована литература:
1. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват. учрежд. – В 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 160 с.
3. Травин Е.Н. Экономика: Ролевые игры и практикумы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 – 80 с.
4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/Под ред. С.И. Иванова. – 10-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2007 – 320 с.
5. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/ авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
6. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 166 с.